О мобильном интернете и о том, как надо работать - Дмитрий Гришин (Mail.ru Group). Часть 3

В заключительной чаcти отчета о выступлении Дмитрия Гришина в культурном центре ВШЭ я расскажу о пользе отставания от прогресса, о тенденциях в мобильном сегменте интеренета и о несколько интересных фактах о самой компании Mail.ru Group. Ну и на закуску, конечно же, оставлю самое интересное. Основные изменения, которые нас ждут в ближайшем будущем или уже происходят сейчас в интернете (более подробно о них можете прочитать во второй части этой серии публикаций) и супермотивирующая на работу история успеха самого Дмитрия. Начало его выступления вы можете прочитать в предудщих частях об интернет бизнесе и о заработке в сети.

О полезности отставания в прогрессе

Это утверждение покажется странным, но иногда в прогрессе полезно отставать. В Штатах очень длительное время была эра пейджеров и переход на мобильные телефоны был долог. В России же пейджеры были популярны буквально пару лет, и мобильные технологии были внедрены значительно быстрей, чем в штатах и менее болезненно. Аналогичная ситуация с Китаем, они очень долго отставали в распространении мобильных телефонов, но сейчас, когда, например, приезжает житель деревни в город, он сразу получает на руки смартфон с выходом в интернет и всеми предлагающимися к этому преимуществами.

Аналогичная ситуация с социальными сетями в США и у нас. Там очень долго был популярен e-mail и соц. сети завоевывали свою популярность на протяжении 6-8 лет. В России же социальные сети развились и стали популярны буквально за 2-3 года.

Так что как видите не всегда стоит гнаться за прогрессом, иногда можно и перепрыгнуть через какие-то его ступеньки. Вот бы наша наука смогла б сделать также, но сейчас в науке, к сожалению, все грустно. Нужен приток молодой крови, новых идей, а этого нет.

О мобильном интернете

Сейчас в мире 5.6 млрд людей пользуются мобильными телефонами. При том в большинстве случаев это простейшие аппараты с черно-белыми экранами и простыми кнопками. Лишь около 800 млн. из них – это обладатели смартфонов. Таким образом, рынок мобильного интернета имеет огромные перспективы роста.

Это даст (это уже и сейчас можно наблюдать) огромный толчок развития мобильным сервисам, приложениям и интернету в целом в мире. Уже сейчас в России есть люди, которые впервые вышли в интернет со смартфона. Ведь далеко не в каждой деревне или даже маленьком провинциальном городке есть проводной интернет.

В ближайшие 10 лет две трети жителей планеты будут пользоваться смартфонами.

Также есть и другая тенденция. Рынок мобильных приложений и сервисов становится мегалобальным. Если вы разработчик каких-то мобильный сервисов, игр для смартфонов, приложений, то ваша потенциальная аудитория – это весь мир. Спешите заработать свой первый миллион!

О справедливости (от меня) и о том, что будет после интернета?

После выступления Дмитрий отвечал на вопросы слушателей и за лучший вопрос был положен приз – смартфон Nokia Lumia 800. Приз почему-то отдали за последний вопрос, где вопрошающий буквально силой захватил микрофон и спрашивал о том, почему некоторые акционеры компании продали свои акции и ушли из компании и не умрет ли компания через год, как это прогнозируют некоторые эксперты. 

Мне совершенно непонятен выбор этого вопроса в качестве призового (вот уж действительно запоминается только самое первое и самое последнее). По моему мнению, приз надо было отдавать за вопрос о том, что будет после интернета. Вот раньше были популярны печатные СМИ, за ними пришло радио, потом телевидение, сейчас интернет. Какова же следующая точка бурного роста? По мнению Дмитрия это робототехника. Уже сейчас у некоторых из нас дома есть роботы пылесосы. Уже сейчас Google разрабатывает автомобиль, управляемый роботом без участия человека. Но это лишь начало, очень скоро робототехнику ждет бурный рост.

О Mail.ru Group

Сейчас на проекты компании заходит 52 млн. человек ежемесячно.

Компания на своих серверах хранит 8.5 пентабайт данных.

Скорость роста компании 100 человек в месяц.

Впечатляет!

Из ответов на вопросы о Mail.ru Group

Взаимоотношения компании с Яндексом. Дружески конкурирующие. То они переманивают сотрудников у Mail.ru Group, то наоборот. Но наличие такой компании-конкурента на российском рынке однозначно положительно. В мире совсем немного стран, где в интернете доминируют местные компании, а не глобальные игроки, вроде Google и Facebook. К таким странам можно отнести Россию, Китай, Японию, возможно Корею.

Компания уже стала чем-то большим, чем просто почта. Планируется ли ребрендинг? Не планируется, т.к. бренд Mail.ru очень хорошо защищен. Но для любых новых проектов будут создаваться свои бренды, чтобы охватывать все больше и больше аудитории.

Какова идеальная компания Mail.ru Group? Здесь ответ был прост и лаконичен: компания, аудитория сервисов которой больше 1 млрд. человек.

О глобальной конкуренции. Интернет одна из немногих по-настоящему глобальных областей, где ты конкурируешь со всем миром. Mail.ru Group находится на передовой этой конкуренции, сражаясь с лучшими умами запада из Google и Facebook.

О российских программистах. Российские программисты действительно одни из лучших в мире с точки зрения индивидуальной подготовки и фундаментальных знаний. Но есть и некоторые недостатки.

  1. Во-первых, их катастрофически не хватает на рынке. не хватает именно хороших программистов. Но те, кто хорошие, действительно лучшие. Например, примерно 10-15% программистов в Google или Facebook – русскоговорящие.
  2. Во-вторых, наши ВУЗы выпускают программистов не готовых к командной работе, не всегда знакомых с современными методами разработки и современными технологиями.

Mail.ru Group планирует решать эти проблемы, создавая кафедры при университетах и/или технопарки.

О поддержке стартапов. Mail.ru Group поддерживает интересные и перспективные стартапы. Поэтому если у вас есть такие, то пишите на почту, указанную на корпоративной страничке компании. Ваше письмо обязательно рассмотрят и возможно даже поддержат ваш проект. Но более перспективным Дмитрий считает создание прорывных проектов внутри компании. Компания вкладывается в развитие и обучение своих сотрудников, а потом выдает им в работу подобный проект и пускает в свободное плавание, но при этом поддерживает своими ресурсами.

Об интернете и социализации. Как известно общение – это основа социализации личности. Но интернет все больше переносит общение в онлайн. Как это влияет на социализацию? Здесь есть очень разные мнения. С одной стороны исследования показывают, что люди все также общаются между собой, что социализация их страдает не сильно. С другой стороны уже сейчас в некоторых странах Европы ходят предложения о введении закона, ограничивающем присутствие человека онлайн. Если он находится онлайн больше какого-то заданного времени, то ему может грозить штраф.

В заключение еще раз основные тезисы:

  • В ближайшее время рынок рекламы изменится кардинально.
  • Модель монетизации free-to-play проникает в бизнес все более и более массово.
  • Интернет и интернет-технологии очень серьезно поменяют образование.
  • Рынок мобильных приложений и мобильных телефонов уже сейчас большой, но в ближайшие 10 лет видимо увеличится в 10 раз.
  • Рунет уже большой, но перспективы роста огромны и исчисляются разами.

И самое мотивирующее

Одним из лучших вопросов Дмитрию был вопрос о его истории успеха. Как он смог достичь такого в столь молодом возрасте? Его ответ можно свести к следующим пунктам:

  1. Во-первых, необходимо определиться с направлением, в котором вам интересно работать. Еще в 6 классе Дмитрий начал программировать и понял, что именно это ему интересно.
  2. Во-вторых, не стоит разбрасываться по разным направлениями. Если вы чем-то определились, двигайтесь и развивайтесь именно в этом направлении. Станьте в нем профессионалом.
  3. В-третьих, работайте! Дмитрий уже с 4 курса работал на 3 работах по 18 часов в день. И сейчас он не сбавляет темпы.

Сейчас, всего в 33 года он является гениральным директором Mail.ru Group - одной из крупнейших IT компаний мира. Работайте и успех обязательно придет к вам!