О заработке в интернете и онлайн образовании - Дмитрий Гришин (Mail.ru Group). Часть 2

Продолжение кратких выдержек с выступления Дмитрия Гришина в культурном центре ВШЭ. Здесь я передам мнение Дмитрия о моделях интернет заработка, темп роста которых очень велик в данный момент. Также он поднял очень интересную тему об интернете и тенденциях в образовании. Рекомендуется к прочтению всем!

В первой части его выступления он осветил перспективы интернет бизнеса в России - не забудьте прочитать и эту часть отчета.

О заработке в интернете

Если рассматривать высокоуровневые модели заработка в интернете, то можно выделить два типа заработка:

  1. Заработок на рекламе
  2. Так называемый, free-to-play заработок

Также одним из наиболее бурно развивающимся сегментом сети является ecommerce, т.е. интернет-торговля. Все больше и больше торговли в последнее время уходит в сеть и этот тренд будет продолжаться. Этот вид заработка всем понятен и Дмитрий на нем подробно не останавливался, а вот о заработке на рекламе и модели заработка free-to-play хотелось бы рассказать подробнее.

Заработок на рекламе

Эта модель заработка всем нам известна – баннерная реклама, контекстная реклама, медийная реклама и множество других видов. Фактически эта модель в точности повторяет рекламную модель в других СМИ с некоторыми уточнениями. Как и в обычных СМИ вы привлекаете аудиторию на сайт и начинаете показывать ей рекламные объявление. В чем отличие от традиционных СМИ? В первую очередь, и это является большим преимуществом рекламы в интернете, она таргетирована (это мы уже рассмотрели в предыдущей части), реклама показывается только тем слоям населения, кому она действительно нужна. Данный подход в ближайшие несколько лет изменит рынок рекламы кардинально.

Когда вы входите в интернет, вы видите картину мира, которая подстроена под вас.

Все рекламодатели, все рекламные агентства в ближайшее время должны измениться кардинально. Уже сейчас есть возможность показывать пользователю рекламу, которая будет говорить, например, «Этим телефоном пользуются ваши друзья» или «В прошлом году мы с компанией отдыхали в Турции». И эти слоганы будут не рекламной выдумкой, а чистой правдой. Когда вы увидите эту рекламу вы вспомните, что ваши друзья действительно пользуются этим телефоном и ваша компания в прошлом году действительно отдыхала в Турции. Или другой пример. Крупные интернет компании уже сейчас могут показывать примерно такую глубину таргетинга: показать рекламу всем девушкам из Самары до 23 лет, не имеющим детей, но имеющим автомобиль и у которых в ближайший месяц будет день рождение.

Многие рекламные агентства и рекламные бизнесы просто исчезнут с рынка после таких изменений.

Чтобы более глубоко понять степень изменений в рекламном бизнесе приведу ответ Дмитрия на вопрос, который был задан после выступления, о будущем наружной рекламы. По его мнению, со временем наружная реклама перейдет с бумаги на электронные панели. Процесс этот будет не быстрый и напрямую будет связан с уменьшением стоимости самих электронных панелей. Сейчас пока еще бумага и полиграфические услуги сильно дешевле панелей. Далее панели научатся считывать открытую информацию с различных гаджетов у проходящих мимо людей и показывать ту рекламу, которая подходит именно этим людям (по мнению рекламодателей и на основе информации от гаджетов). Например, уже сейчас в аэропорту Амстердама, есть рекламный щит, который определяет, что рядом проходит человек с iphone или ipad и ведет себя специально запрограммированным образом.

Это все таки еще довольно отдаленное будущее. Но уже сейчас почти вся реклама в сети четко таргетирована и уровень таргетинга с каждым годом становится все больше и больше. Скоро сеть будет знать, что нам надо, лучше нас самих. Хорошо это или плохо? Спорный вопрос, но реальность сейчас именно такова.

Free-to-play

Модель заработка free-to-play пошла из онлайн игр и различных условно платных интернет сервисов. В чем он заключается? Думаю, мы все знаем эту модель, но не все знаем, что она так называется. Приведу пример этой модели для сервисов знакомств. В Штатах очень популярны были такие интернет-клубы, куда можно было вступить, например, за 20 долларов в месяц и знакомиться с противоположным полом. Какие недостатки в такой модели заработка?

  1. Вы теряете аудиторию, которая не может заплатить 20 долларов
  2. Вы теряете аудиторию, для которой эта сумма очень маленькая из соображений, престижа например. Или в лучшем случае вы недополучаете с нее прибыли.

Что такое модель заработка free-to-play? Вы можете бесплатно пользоваться каким-то сервисом, в данном случае сайтом знакомств, но вы платите деньги за какие-то дополнительные фишки и плюшки, например, за то, чтобы ваша анкета поднялась наверх или как-то выделилась серди остальных т.п.

Люди готовы платить деньги за то, чтобы выделиться среди других.

Эта же модель заработка сейчас очень активно развивается в онлайн-играх. Сейчас в играх происходит, так называемая, революция второго плана. Есть стереотип, что в игры играют молодые люди до 20-25 лет. Но сейчас это далеко не так.

  1. Во-первых, средний возраст игроков увеличивается. Уже сейчас в Штатах есть те, кто активно играют и в сорокалетнем возрасте.
  2. Во-вторых, игры охватывают все большие слои населения. За счет появления социальных игр, доля девушек и женщин в играх уже сравнялась с долей мужского пола. Хотя еще несколько лет назад это соотношение было далеко не в пользу прекрасной половины человечества.

Игры, а в особенности онлайн-игры, переживают сегодня бурный рост. Уже сейчас продажи игр в США превысила продажи DVD дисков с фильмами.

Модель заработка здесь аналогична описанной выше free-to-play. Играть вы можете бесплатно, но если вы хотите быстрее пройти какой-то уровень, «прокачать» своего персонажа вам надо заплатить какую-то сумму денег. Таким образом, вы сами выбираете, как вам развиваться – самостоятельно или платить за это деньги. Мало того, игры моделируют даже какое-то подобие социального равенства. Те, кто играют бесплатно и не хотят платить, очень часто объединяются в кланы и играют против более крутых и прокачанных персонажей, которые играют за деньги (что очень часто раздражает, играющих бесплатно).

А какая самая популярная игра сейчас? Вы скажите Angry Birds? Нет. Вы подумаете Тетрис? Нет. Самая популярная игра сейчас – пасьянс-косынка. Но Angry Birds скоро ее обгонит за счет бурного роста мобильных устройств.

Об образовании и интернете

Образование онлайнВ ближайшие несколько лет интернет кардинально изменит образование. Уже сейчас многие ведущие преподаватели и учебные заведения мира начали оцифровывать свои лекции и выкладывать их в интернет в свободном доступе. Вот лишь несколько примеров этого:

  • scpd.stanford.edu (Стэнфордский университет)
  • mitx.mit.edu (Массачусетский технологический институт)
  • www.khanacademy.org (Кхан Академия)
  • www.udacity.com (проект преподавателей из Стэнфорда)

Что есть сейчас в образовании? Если кто-то живет в провинции, в какой-нибудь деревне и хочет поступить в ВУЗ, то у него есть два варианта: поехать в Москву и поступить хороший московский ВУЗ или же поступить в ВУЗ в своем регионе.

Сейчас образование является строго региональной услугой.

Интернет позволяет раздвинуть рамки образования. Уже сейчас, а в самое ближайшее время в еще большей степени, любой, обладающий выходом в интернет может получить высококлассные знания международного уровня. Получить ли он за это какой-то диплом – пока вопрос открыт, но знания уже сейчас можно получить онлайн. Пока при условии хорошего знания английского. Но совсем скоро эта тенденция придет и в Россию и можно будет получать бесплатное онлайн образование и на русском языке.

У онлайн образования, конечно же, есть и недостатки. Это отсутствие работы с преподавателем, отсутствие классной работы и практических занятий. Но думаю, что этот недостаток также будет решен за счет систем онлайн-общения типа скайпа и изменения моделей образования на интерактивные игры.

В течении ближайших 5-7 лет лекции ведущих преподавателей планеты будут доступны всем жителям Земли, имеющим выход в интернет.

Итак, основные изменения, которые грядут в образовании в ближайшее время:

  • интерактивные устройства в классном обучении;
  • обучение на дому;
  • специальные онлайн-продукты для командного обучения и совместной работы над проектами;
  • фокус на visual learning (визуальном обучении);
  • обучение с помощью игровых механик;
  • смещение акцентов с «зубрежки» на навыки критического мышления и problem-solving (решения проблем).

Рынок мобильного обучения в США в 2010 году – 958.7 млн. долларов. В 2015 году (прогноз) – 1.82 млрд. долларов. И это очень консервативный прогноз.

Продолжение следует о мобильном интернете и Mail.ru Group...